Рекомендовано для
учащихся 5 – 9 классов в качестве противодействия экстремизму.
Цель: углубить и
систематизировать знания учащихся о правилах безопасного поведения и способах
выхода из опасных ситуаций.
Задачи:
Способствовать
формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья.
Умение распознавать опасность в обстановке и поведении окружающих.
Развивать умение
анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать
правильное решение.
Способствовать
воспитанию у учащихся внимательности, ответственности за свои поступки,
находчивости
.
Дата проведения: 24 января 2018 года
.
Дата проведения: 24 января 2018 года
Ход беседы.
Вступительное слово.
Каждый человек хочет,
чтобы, его права никто не нарушал, и чувствовать себя в безопасности. Нам
хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе –
добропорядочные граждане, которые руководствуются принципами морали и
нравственности, поступают по совести, учитывают мнения других людей, не
нарушают их права, исполняют закон. Если бы каждый человек так жил и вёл себя,
то не нужны были бы ни полиция, ни суды, ни тюрьмы. Но, к сожалению, эта
картина далека от реальности. В мире постоянно совершаются различные
преступления и правонарушения.
Никто из нас не
застрахован от совершения против нас какого-либо преступления. Предотвратить
беду всегда лучше, чем искать потом выход из сложившейся ситуации. Есть такая
пословица: «Предупреждён – значит вооружён».
Как вы понимаете эту
пословицу, ребята?
(Ответы детей могут
быть такими: когда человек знает, что может произойти, он готов к этому, успеет
отреагировать, обладает нужной информацией, может физически и морально
подготовиться).
Вот именно поэтому, мы
с вами сегодня поговорим о том, что может случиться на улице, какие опасности
могут подстерегать вас и как следует при этом себя вести.
Как вы думаете, какие
опасности могут подстерегать вас на улице?
(Ответы детей могут
быть такими: агрессивно настроенные молодые люди, старшеклассники, ровесники
могут причинить вред, маньяки, наркоманы, мы можем «попасть в историю», если
уйдём далеко от дома, в небезопасное место, можем заблудиться и т.д).
Сегодня мы с вами
вооружимся необходимыми знаниями для того, чтобы всех этих опасностей избежать,
и если уж что–то произойдёт, то вы будете знать, как правильно поступить, как
нужно себя вести.
В первую очередь
необходимо соблюдать меры безопасности:
Комендантский час.
Детям запрещено
находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00
часов (зимой - с 22.00 часов). Ребенка,
гуляющего ночью в общественных местах, возвращают родителям или лицам, их
заменяющим. В этом случае взрослые несут административную ответственность.
Сумма штрафа составляет 1-3 тысячи рублей. Если у ребенка нет родителей или
взрослые, отвечающие за него, не вышли на связь в течение трех часов,
несовершеннолетнего помещают в ближайшее специализированное учреждение для
детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Какие ещё меры
безопасности вы можете назвать?
(Ответы детей могут
быть такими: не ходить по безлюдным улицам, не садиться в машину к незнакомым и
малознакомым людям, иметь с собой средства защиты и т.д).
Общие меры
безопасности:
Необходимо строго
соблюдать правила пешеходного движения, как и правила дорожного движения.
Никогда не принимайте
от чужих людей подарки, деньги, сладости, приглашение покататься на машине и
тому подобное. Особо опасно соглашаться с ними куда–либо пойти, поехать,
оказать им какую–либо помощь (например: поднести вещи, найти кошку, собаку,
сфотографироваться и т. д.).
В настоящее время,
когда очень часто происходят террористические акты, соблюдайте на улице
повышенную осторожность: не трогайте и не открывайте незнакомые предметы:
свертки, сумки, пакеты. А если вы обнаружили подозрительные предметы, то
сообщите взрослым, которые находятся от вас вблизи, или сразу позвоните в
службу спасения. Чтобы с вами на улице не случилось, рассказывайте, в первую
очередь, своим родителям или другим близким людям.
Правила безопасности и
самооборона.
То, что вы видите в
кино, может сформировать у вас не всегда верные представления о самообороне.
Например, девушка идёт мимо машин стоящих на парковке. Вдруг какой-то парень,
выскакивает из-за внедорожника и бросается на неё. Девушка бьёт плохого парня в
глаза своими ключами или пинает его ногой в пах. В то время как он корчится от
боли, она убегает прочь.
Это кино. В жизни всё
выглядит по-другому: когда девушка собирается нанести злодею удар рукой или
ногой он, зная, что его ждёт, хватает её за руку (или ногу) и выводит из
равновесия. Взбешенный её попытками сопротивления, он валит её на землю, и
теперь у неё практически нет шансов, чтобы защитить себя.
В опасной ситуации
главное – сделать всё от себя возможное, чтобы избежать драки и борьбы когда
кто-то угрожает или нападает на нас. Самооборона — это использование, прежде
всего, ума, а не кулаков.
Подростки (юноши и
девушки), которые находятся под угрозой физического насилия и собираются дать
отпор, на самом деле могут ещё больше усугубить ситуацию. Нападающий, который
уже морально подготовлен, может стать совсем неуправляемым и жестоким. Поэтому
лучший способ справиться с нападением или угрозой нападения заключается в
попытке избежать его. Таким образом, вы меньше всего рискуете нанести себе
физический и моральный вред.
Один из способов
избежать потенциального нападения состоит в том, чтобы доверять своим инстинктам.
Ваша интуиция в сочетании со здравым смыслом, может помочь вам выбраться из
неприятностей. Например, если вы совершаете пробежку в парке и вдруг
чувствуете, что за вами следят, возможно, ваша интуиция подсказывает вам, что
что-то тут не так. Ваш внутренний голос говорит вам, что лучше всего вернуться
туда, где больше людей вокруг. Прислушайтесь к нему!
Злоумышленники не
всегда незнакомцы, которые выпрыгивают из темных переулков. К сожалению,
подростки могут подвергнуться нападению и со стороны тех людей, которых они
знают.
В опасной ситуации
необходимо говорить или действовать таким образом, чтобы предотвратить
ухудшение ситуации. Например, отдать грабителю свои деньги вместо того, чтобы
бороться или бежать. Если кто-то преследует вас на улице и пытается заговорить,
когда вокруг никого нет, вы можете оттянуть момент нападения, соглашаясь с ним
и вступив в диалог. Затем вы можете перенаправить фокус внимания оппонента
("Ой, вон мои родители!"), и спокойно разрешить
ситуацию.
Для того чтобы девушке
избежать небезопасного внимания к своей персоне, в первую очередь не нужно
провоцировать его.
Короткая юбка,
обтягивающая кофточка, яркая косметика вполне уместны в ситуациях, не
предполагающих нежелательных последствий. Так можно выглядеть на домашней вечеринке,
школьном вечере или в компании очень близких людей.
Приходить на различного
рода молодежные сборы (тусовки) лучше не одной, а с близкими, проверенными
друзьями. С ними надо и уходить, как бы ни велико было желание еще потанцевать
и повеселиться. В старом дворянском этикете была рекомендация «не давать
повода». Эта рекомендация сегодня составляет первое условие безопасного
поведения девушки.
Давать повод может не
только внешний вид девушки, но и ее поведение. Развязность, громкий смех или
другие проявления эмоций привлекают к себе внимание окружающих. И если одни
люди воспринимают такое поведение как проявление невоспитанности, то другие –
как признак доступности.
Рекомендации для
девушек (подходят и юношам):
– не находиться на
улице одной в темное время суток;
– избегать проходных
подъездов, дворов, безлюдных участков, территорий;
– не пользоваться
подземным переходом, если он плохо освещен или малолюден;
– никогда ни при каких
обстоятельствах не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям;
– никогда ни при каких
обстоятельствах не заходить самой в чужие дома или квартиры, даже если вас об
этом будут убедительно просить (нужно помочь, посидеть с ребенком, позвонить);
Если все-таки вам
придется идти одной в темное время суток или через безлюдное место, примите
следующие меры безопасности:
– одежда не должна
стеснять ваши движения;
– обувь должна быть
удобной для бега, обувь с высокими каблуками не надевать;
– волосы не должны быть
распущены (распущенные волосы легко намотать на руку в случае физического
насилия);
– при себе следует
иметь средства индивидуальной защиты.
Рекомендации для юношей
(советы по
предотвращению драки)
– не ведите себя
вызывающе;
– не демонстрируйте
другим высокомерие, превосходство, презрение;
– не задирайте
окружающих людей, даже если вам очень хочется продемонстрировать свою удаль
перед спутниками, а тем более спутницами. Во-первых, это не возвысит вас в их
глазах, а во-вторых, вы не знаете, на кого нарветесь;
– не носите с собой
открыто вещи, имеющие большую материальную ценность, они могут представлять
интерес для любителей легкой наживы;
– проявляйте
бдительность, постарайтесь избежать встречи с большой компанией, подвыпившими
или пьяными людьми;
– избегайте безлюдных
мест, если идете один, а тем более, если провожаете девушку. В первом случае вы
еще сможете спастись бегством, во втором – этот вариант исключен;
– старайтесь до
последнего избегать физического столкновения;
– при проявлении в ваш
адрес агрессии держитесь спокойно, уверенно в себе. Нежелательны обе крайности
поведения: ваша встречная агрессия может только раззадорить нападающих; ваша
униженно просящая позиция неминуемо переведет вас в положение жертвы. Человек,
ведущий себя как жертва, во всех ситуациях является объектом нападения;
– если драка неминуема,
главное усвоить: только люди с комплексом неполноценности, обиженные жизнью и
людьми, дерутся до победного конца (исключением является защита ребенка,
женщины, инвалида, когда других способов защиты уже не осталось). Настоящий
мужчина найдет способ прекратить драку как можно скорее.
- возьмите уроки
самообороны. Лучшим способом, чтобы подготовиться к неожиданному нападению со
стороны, являются занятия по самообороне. Инструктор самообороны научит вас,
как правильно оценивать экстремальную ситуацию и решать, что нужно делать для
её разрешения. Он научит вас специальным приёмам пресечения агрессии атакующего
и другим вещам, которые вы можете сделать, чтобы выйти невредимым из передряги.
Например, злоумышленники обычно предвидят, что их жертва может нанести удар в
пах или в глаза. Хороший инструктор научит вас способам удивить агрессора и
застать его врасплох.
Самое важное, что
занимающийся самообороной приобретёт на тренировках – это уверенность в себе.
Последнее о чём нужно думать во время атаки: "Действительно ли я могу
сделать это?" Гораздо легче принять меры в чрезвычайной ситуации, если у
вас уже был тренировочный опыт.
Уроки самообороны дадут
вам возможность попрактиковаться в технике приёмов и тактике ведения боя. Если
посещать тренировки вместе с приятелем, то вы можете продолжать практиковаться
друг на друге дома, чтобы сохранить в мышечной памяти и уме техники приёмов
даже после того, как тренировка закончилась.
Что делать, если избежать
опасности не удалось? Если, например, вы идёте по тёмной улице и чувствуете,
что кто-то идёт за вами, преследует вас? Ответы детей могут быть такими: нужно
убежать, закричать, позвать на помощь, постараться свернуть на более людную и
освещённую улицу (если это возможно), зайти в магазин или в аптеку.
Измените свой маршрут,
пойдите по другой дороге (только чтобы она была не безлюдной). Сделайте вид,
что что-то забыли и поверните обратно, остановитесь поправить одежду, обувь и
т.д. (таким образом вы проверите, действительно ли вас преследуют, или собьёте
с толку злоумышленника), измените своё поведение, будьте непредсказуемыми,
резко повернитесь лицом к этому человеку и спросите «Что вам нужно?» / «Что вы
за мной идёте?»
Старайтесь не заходить
с подозрительными личностями в подъезд и лифт, дождитесь, когда туда зайдут
другие люди.
Когда видите впереди
компанию молодых людей, которые могут быть агрессивно настроены, проходя мимо
них, держитесь уверенно, но не вызывающе, смотрите прямо перед собой (не в пол
– взгляд жертвы, но и не в глаза – вызывающий взгляд).
Если вам что-то
когда-то угрожало или угрожает сейчас, и если опасность эта исходит от
знакомого человека, близкого ваших родителей (что нередко случается), то
обязательно расскажите родителям об этом.
Как выйти из опасных
ситуаций? Ведущий предлагает ситуации, а учащиеся обсуждают пути выхода из них.
Мальчик (юноша) идёт
вечером по незнакомой улице, компания парней преграждает ему путь. Как
поступить мальчику (юноше)? Не нужно ждать, пока они что-то скажут, начинайте
действовать (если видите, что настроены они агрессивно). Лучше свернуть с
дороги, пойти другим путём, зайти в ближайший магазин или аптеку, разговаривать
по телефону – сыграть роль – будто кто-то идёт вам на встречу, например вас
должен встретить старший брат или папа, говорите громче, чтобы злоумышленники
услышали. В критической ситуации проявите все свои актёрские способности: можно
сделать вид, что вы узнали этого человека (обидчика), будто это ваш старый
знакомый, начать вести себя соответствующе. Это поможет отвлечь обидчика,
ввести его в заблуждение и вы сможете уйти или убежать. Если вы понимаете, что
сможете просто убежать, то лучше сразу именно это и сделать. Это не стыдно, это
необходимая мера, что бы не получить серьёзные травмы, а то и вовсе не лишиться
жизни.
Девочка (девушка) идёт
домой, слышит, что за ней идёт человек, явно преследует её, заходит за ней в
подъезд. Как ей себя вести? Можно резко обернуться, что-то сказать или
спросить. Если чувствуете в себе уверенность, то сыграть какую-либо роль,
например, сделать испуганное выражение лица и сказать: «что это у вас на лице /
с вашим лицом?», разыграть эпилептический припадок, притвориться сумасшедшей, и
т.д., это оттолкнёт обидчика, введёт в заблуждение и позволит вам убежать или
использовать против обидчика средства индивидуальной защиты.
Как себя вести, если на
вас напали? (Ответы детей могут быть такими: использовать газовый баллончик,
убегать, драться и т.д).
Конечно, нужно найти
возможность убежать (а для этого отвлечь внимание любым способом). Если сразу
этого сделать не удалось, то используйте любые предметы и приёмы, чтобы
защититься, и конечно, зовите на помощь. Не всегда помогают призывы «Помогите!
Спасите!»… Зовите на помощь родителей - это напугает обидчика – он подумает,
что вы где-то недалеко живёте и родители могут услышать вас и прийти на помощь.
Каждый человек понимает, и преступник в том числе, что родители будут спасать
своего ребёнка любой ценой. Люди, которые услышат, что какой-то ребёнок зовёт
на помощь родителей, быстрее отреагируют на ваш призыв, т.к. у них возникнет
ассоциация с их собственными детьми. Если вы оказались в людном месте лучше
просить о помощи не всех присутствующих людей, а кого-то конкретного (т.к. есть
такой феномен, как распределение ответственности – когда очевидцев много, то
каждый ожидает активных действий от кого-то другого и каждый, в итоге,
бездействует).
Безопасность дома.
Сюжетно – ролевая игра
«Один дома».
Ребятам на карточках
предлагаются ситуации для разыгрывания сценок. А зрители должны
прокомментировать действия участников, обосновать насколько они были
правильными.
Ситуация 1. Вася один
дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит незнакомый голос: «
Здравствуйте, а родители дома?».
Ответ Васи: « Да, дома,
но они заняты. Что им передать? Кому и куда перезвонить?».
Ситуация 2. Алина дома
одна. Звонок (стук ) в дверь. Смотрит в глазок, увидела незнакомого человека,
спрашивает: « Кто там?»
Последовал ответ:
«Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем скорую помощь».
Ответ Алины: «Скажите,
что случилось, по какому адресу, я все сделаю сама» Девочка идет к телефону и
вызывает « Скорую помощь».
Ситуация 3. Саша один
дома. Кто- то пытается ключом открыть дверь. Саша спрашивает: «Кто там?».
Последовал ответ: «
Сантехники! Мы проверяем отопительную систему!».
Ответ Саши: « Я ничего
не знаю. Через час вернется с работы папа, тогда и приходите».
Продолжают открывать
дверь ключом. Тогда Саша быстро баррикадирует дверь подручными
предметами, звонит по телефону 02, затем бежит к окну и просит о помощи.
Молодцы, ребята, вы
правильно прокомментировали данные возможные ситуации.
Если вы оказались дома
одни и вам позвонили в дверь – не спешите ее открывать, сначала посмотрите в
глазок, если человек вам не знаком – не открывайте, отойдите от двери и
позвоните родителям на работу.
Если неизвестные рвутся
в квартиру, немедленно поднимайте тревогу: позвоните в милицию (02) или сразу в
службу спасения. Откройте окно, крикните людям « Пожар!» (это лучше привлекает
внимание), стучите тяжелыми предметами по батарее, кричите.
Подведение итогов
беседы.
Ребята, мы разобрали с
вами разные ситуации. Надеюсь, что вы запомнили, что нужно делать, если с вами
случится беда. В заключение нашей беседы, давайте вместе составим формулу
безопасности. Предлагайте, какие составляющие она будет в себя включать? Дети
предлагают свои варианты, педагог записывает их на доске, затем выбираются
несколько самых ёмких фраз, из которых составляется формула безопасности.
Формула безопасности
должна получиться примерно такой:
- предвидеть опасность;
- по возможности
избегать ее;
- при необходимости
действовать решительно и четко;
- бороться до
последнего, активно, всеми возможными способами просить о помощи и самому
ее оказывать тем, кто попал в беду.
Источник: http://rid-omsk.irooo.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий